- Центр профилактики и социальной адаптации "Семья"

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Все новости

                                                 01.12.2016
Как избежать травли в соцсетях и школе?


В России, согласно статистике, каждый четвертый ребенок подвергается травле — в школе, в соцсетях. Родители чаще всего о проблеме узнают поздно. Что такое буллинг? Как соцсети могут изменить жизнь человека и как не стать объектом травли? Об этом и многом другом журналистам Агентства новостей ТВ-2 рассказали психолог Центра «Семья» Елена Казакова и начальник Кризисного Центра Елена Турутина.


— В любом детском коллективе есть популярные дети, так называемые «звезды» и не очень популярные, а есть дети-изгои, — говорит детский и семейный психолог кризисного центра «Семья» Елена Казакова. — Отверженных детей иногда просто игнорируют и не включают в свой круг общения и забот, а бывает и так, что их не любят активно. Они легко становятся объектами насмешек и травли со стороны других участников детского коллектива. Жертвами преследования со стороны группы сверстников, чаще всего становятся: дети с необычной внешностью или наличием физических недостатков; дети, по различным причинам, часто выпадающие из непрерывного учебного процесса; дети неуспешные в учебе; дети с недостаточными навыками социализации, не умеющие общаться и не знающие как за себя постоять в ситуации конфликта, «ябеды»; дети с неадекватной самооценкой и уровнем притязаний.


— Травля редко бывает результатом личной мести. Чаще всего причиной такого поведения со стороны зачинщика выступает стремление выделиться за счет других и самоутвердиться в коллективе, объединить вокруг себя одноклассников, почувствовать себя значимым, — отмечает психолог Елена Казакова.— В роли зачинщиков травли чаще всего выступают: активные дети, претендующие на роль лидера в классе; дети, которые стремятся любой ценой быть в центре внимания; высокомерные и эгоцентричные дети, которые привыкли относиться к окружающим с чувством превосходства; дети не склонные к компромиссам.


По словам Елены Казаковой, основными зачинщиками становятся несколько человек, остальные выступают в роли преследователей.


— Кто-то из них делает это в надежде заслужить расположение лидеров, кто-то ради развлечения, а кто-то из страха оказаться на месте преследуемой жертвы, и таким образом, отыгрывая свои неудачи. Достаточно часто к этой группе относятся дети из семей с авторитарным стилем воспитания, где признается только позиция лидера, применяются физические наказания, а воля ребенка подавляется. Таким детям, особенно важно признание в группе, которым они болезненно дорожат и не решаются идти против воли лидеров. Остающиеся в стороне одноклассники, которые не занимают активную позицию какой-либо стороны, тем самым становятся пассивными участниками травли, — наблюдателями. Если и находятся защитники, то это, как правило, дети из других классов, которые могут оказать поддержку жертве конфликта, но не всегда могут повлиять на ситуацию, сложившуюся в чужой группе», — говорит психолог.


Начальник кризисного центра для женщин МАУ ЦПСА «Семья» Елена Турутина отмечает, что несмотря на распространенность этого явления, к ним с такой проблемой не обращались.


— Эта тема у нас в городе мало поднимается, исследуется и по ней мало что предпринимается в сфере профилактики и оказания помощи. Но мы, как специалисты, видим связь насилия домашнего и насилия школьного. У них много общего. Например, в обоих случаях речь идет о системе действий по установлению власти и контроля над жертвой. Общее и то, что причины этих феноменов кроются в семье, особенностях детско-родительских отношений, как самих агрессоров, так и пострадавших, — говорит Елена Турутина.


По ее словам, у буллинга в последнее время появилось новое направление — кибербуллинг. Это травля и унижение с помощью мобильных телефонов, социальных сетей, других электронных устройств.


— Есть еще и термин киберпреследование – это электронная форма традиционного преследования. С развитием информационных технологией, массовым вовлечением детей в интернет-пространство, отсутствием системы защиты детей от внешних угроз, занятостью родителей и низким уровенем их компетенций по воспитанию детей – создаются благоприятные условия для развития кибербуллинга. Плюс к этому – отсутствие медиаобразования и компьютерной компетентности у самих детей, иллюзия анонимности в интернет-мире, выкладывание личной информации и фото, жизнь напоказ, и желание наблюдать за жизнью других, свойственная подросткам, и тотальная доступность личной информации в сетях», — рассказывает Елена Турутина.


— Для киберагрессора совсем не обязательно обладать физической силой, высоким социальным статусом, авторитетом среди себе подобных. Пострадавшие дети зачастую не говорят о случившемся, потому что боятся наказания и огласки, так как в семье и в отношениях как раз нет того самого доверия и абсолютного внимания, которые собственно и порождают эту проблему, и тем самым дети загоняют себя в угол. Последствия буллинга очень серьезные: всевозможные психические расстройства, депрессии, постоянное чувство тревоги, страха, может развиться паранойя, мысли о суициде. В педагогическом плане школьное насилие и кибербуллинг тоже влияют на снижение успеваемости, формируют нежелание посещать учебное заведение, порождают прогулы, обман и в целом низкую учебную активность. У пострадавшего ребенка пропадает интерес к жизни, — отмечает Елена Турутина.


Елена Турутина дает несколько советов, которые могут помочь в ситуации травли:
— Крайне важно обратить внимание на следующие моменты: родители должны научить детей правилам общения в Интернете. Например, не ввязываться в конфликты, быть дружественным, самому не проявлять грубость и никого не оскорблять. Если что-то подобное произошло, лучше покинуть данный ресурс и по возможности удалить информацию о себе. Лучший способ остановить хулигана — полностью его игнорировать, потому что ему как раз в качестве подпитки нужны ваши эмоции и реакция. Ели что-то подобное стало известно про вашего или другого ребенка из класса, школы — сообщите классному руководителю, школьному психологу. Если ребенок уже подвергся насилию — важно, чтобы с ним поработал психолог.


Организация «Врачи детям» разработали сайт «помощьрядом.рф», где можно получить квалифицированную помощь психологов онлайн. Еще у них на этом сайте есть приложение для детей, ставших объектом травли со стороны сверстников — это приложение называется «классныеигры.рф», где собрана  вся информация о буллинге и даже «тренажер для смелых», который может в игровой форме выбрать вариант решения ситуации, в которой оказался ребенок. В Томске можно обратиться в кризисный центр «Семья».


Фейсбук, «ВКонтакте» и другие социальные сети позволяют избавиться от неприятных комментариев и сообщений с помощью настроек. Кроме того, если кто-то оскорбляет вас или вашего ребенка в социальной сети, на него можно пожаловаться администрации ресурса с помощью кнопки «Report» («Пожаловаться»).


Добавим, в 2012 году Россия, по данным исследования Microsoft, заняла пятое место среди 25 государств по буллингу. Тогда почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет заявила, что они становились объектами травли.


По данным исследования ВОЗ (2013–2014), среди одиннадцатилетних детей 11% мальчиков и 8% девочек сталкивались с травлей — их оскорбляли в сообщениях по меньшей мере два-три раза в месяц (см. стр. 207–208). Это самый высокий показатель среди 42 стран (средний — 3–4%). Российское исследование 2012 года подтверждает, что в России школьники часто страдают от травли в интернете — 10% в среднем по стране (в Европе — 6%).


При этом все эти исследования показывают, что проблеме кибербуллинга и буллинга в России уделяется гораздо меньше внимания, чем в других странах.


С реальными историями буллинга можете познакомиться на сайте ТВ-2 Томск


http://www.tv2.tomsk.ru/real/bulling-trolling-kak-izbezhat-travli

  << назад к новостям            к архиву>>

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню